Снятие с креста 

ок. 1435. Масло, дерево, 220 х 262 см 

Эта работа, задуманная как алтарь, считается одним из шедевров ван дер Вейдена.Она вызвала всеобщее восхищение, когда ее поместили в часовне Святой Марии Сельской, принадлежавшей лувенской гильдии мастеров-арбалетчиков, которые и заказали алтарь.


Позднее ее приобрела Мария Венгерская, регентша Нидерландов, для своего дворца в Бинче (Бельгия). Там картину увидел ее племянник, молодой принц Филипп Испанский, будущий король Филипп II, которому она и перешла после смерти тетки. По легенде, во время путешествия в Испанию картина якобы пережила кораблекрушение. Ван дер Вейден снова использует свою находку - золоченую нишу, имитирующую скульптурный запрестольный образ, и изображенные персонажи, благодаря тщательно выписанной одежде, оттенкам кожи и растениям, а также яркому колориту и продуманной композиции, превращаются в актеров живого театра. Фигуры Святого Иоанна, крайний слева, и Марии Магдалина, справа, как бы обрамляют основное действие. Взгляд зрителя опускается с креста к телу Иисуса и фигуре Марии, расположенной по диагонали, чтобы выразить связь между Страстями Христовыми и Скорбью Святой Девы. Сострадание материнскому горю выражают все остальные персонажи, плачущие или глядящие с печалью.