Оплакивание Христа

ок. 1450. Масло, дерево, 47 х 34,5 см

Успех композиционных моделей ван дер Вейдена и его последователей заставлял их часто повторять найденные образцы. В этой работе явно прослеживается связь с алтарем, заказанным Хуаном II Кастильским (1405-1454) для картезианского монастыря Мирафлорес.


Пьета (Оплакивание Христа) была очень популярной темой в XV в., выражающей новое религиозное чувство. Мария, Скорбящая Мать (Mater Dolorosa), обливает слезами лицо Иисуса, ее поддерживает апостол Иоанн. За этим выражением горя, целомудренным и правдивым, наблюдает донатор. Считалось, что это один из членов семьи Броер; он изображен свидетелем сцены, его руки сложены в молитвенном жесте, подобающем христианину, размышляющему об Искуплении. Эта фигура реального человека написана в той же реалистической манере, что и святые персонажи, среди которых он присутствует. Мастерство живописи ван дер Вейдена проявляется и в богатой цветовой гамме одеяний - от сочетания зеленого и голубого у Иоанна до розовато-лилового у Марии и красного у донатора.