Мадонна с Младенцем 

ок. 1435-38. Масло, дерево юо х 52 см 

Искусно пользуясь перспективой, ван дер Вейден изображает художественную реальность, находящуюся где-то на грани между скульптурой, архитектурой и живописью. Фигуры Марии и Иисуса, расположенные на пьедестале, как бы выступающем за рамки полотна, 


кажутся помещенными в готическую нишу.Почти осязаемое ощущение камня способствует восприятию матери и сына как двух скульптур на алтаре, но цвет, жесты, свойства ткани, оттенки кожи превращают их в реальных живых персонажей. Этот эффект двойственности, возникающий между торжественной серьезностью скульптуры и живой энергией живописи, подчеркивается темным фоном, превращающим каменную нишу в раму картины. Сцена, несмотря на всю кажущуюся естественность, наполнена символизмом. Иисус с детской неумелостью перелистывает Библию, а Мария с нежностью и печалью размышляет о предстоящих муках, которые эти страницы возвещают. Сверху спускается ангел, несущий корону из лилий и крестов, символизирующих, соответственно, чистоту Девы Марии и ее материнскую скорбь.