Пейзаж с искушением святого Антония

 ок. 1520-24. Масло, дерево 155 х 173 см

На картине Патинира, где святой Антоний, отказавшийся от своего имущества и посвятивший свою жизнь размышлению, подвергался множеству испытаний. В центре картины группа, написанная Квентином Массейсом, где три куртизанки -воплощение похоти - пытаются соблазнить святого Антония.


Яблоко, сбившая его обезьянка и четки, упавшие на землю, - это символы соблазна, греха и покаяния. Несмотря на большой размер человеческих фигур, пейзаж несет на себе значительную повествовательную нагрузку, на его фоне показаны различные события жизни святого. На среднем плане композиции мы видим атаку воинства демонов на святого в его хижине, а справа - искушение королевы и ее фрейлин: некоторые из них обнажены и купаются в реке, другие же пируют на лодке, и им прислуживает жаба. На заднем плане можно угадать два едва различимых силуэта, это Христос ободряет измученного святого. В своем убежище на скале отшельник погружен в чтение, а сверху на него снова обрушиваются демоны. Река и город на заднем плане напоминают реальные пейзажи Маасской области, где жил Патинир. В 1566 г. владельцем картины стал Филипп II, поместивший ее в Эскориал.