Пейзаж со святым Иеронимом

ок. 1516-17. Масло, дерево, 74 х 91 см

В этой картине Патинира сочетаются два элемента, часто повторяющихся в его творчестве: жизнь отшельника - очень популярная тема в североевропейской религиозной живописи - и пейзаж, собственно предмет его живописи.


Святой Иероним был эталоном жития отшельника, иконография его восходит к историям, изложенным в Золотой легенде Иакова Ворагинского. В качестве сюжета своей работы Патинир выбрал сцену с извлечением занозы из лапы льва, эту тему уже писали ван дер Вейден и Мемлинг. Но Патинир изображает святого в одежде отшельника, а не кардинала, и действие происходит у входа в пещеру, рядом с черепом и крестом, а не в Вифлеемском монастыре, который виднеется на скале. Художник новаторски объединяет следование житийному тексту с фламандской живописной традицией. Подняв линию горизонта, он добивается объемного изображения пространства, реального, наполненного воздухом, с великолепными контрастами между вертикальными скалами и затянутым облаками небом в левой части картины и горизонтальной плоскостью и освещенностью ее правой части. Пейзаж с острыми вершинами скал, навеянный ландшафтом Маасской области, где родился художник, объединяет различные эпизоды истории о льве. Филипп II купил эту картину для монастыря ордена святого Иеронима в Эскориале.