Поклонение волхвов

 ок. 1495. Масло, дерево, 135 х 190 см 

Считающаяся главным шедевром Иеронима Босха это - наиболее изящно написанная и близкая к фламандским моделям картина. Изначально находилась в капелле кафедрального собора Хертогенбоса, а в 1574 г. была помещена Филиппом II в Эскориал. На обороте створок 


изображено евхаристическое таинство григорианской мессы.


С лицевой стороны на боковинах представлены донаторы, а на центральной панели - Рождество Христово. Все сцены связаны единым пейзажем. Так прослеживается параллель между поклонением Телу Христову во

время богослужения и поклонением Иисусу Христу волхвов. Несмотря на кажущуюся простоту, картина полна символических ссылок на Ветхий Завет. Так, например, стоящая у ног Богородицы скульптура жертвоприношения Исаака предвещает жертву Христа. Также аллюзией на Христа служит и изображение прихода царицы Савской к Соломону на пелерине Гаспара. Сложнее однозначно определить, кем является скованный цепями полураздетый персонаж в дверном проеме, иногда интерпретируемый как Адам, Антихрист или Ирод.