Алтарь Спасения

Вторая половина XV в. Масло, дерево, 195 х 172 см (цент. часть), 195 х 77 см (бок. створки) 

В закрытом виде алтарь изображает эпизод чествования Цезаря, а в открытом - цикл, связанный с идеей Спасения. Стокт помещает свои сцены в архитектурные портики в манере своего учителя ван дер Вейдена. На левой створке, изгнание Адама и Евы напоминает о первородном грехе.


На своде арки изображены шесть дней творения, а на пазухах свода - Господь и сотворение Евы. Центральную часть занимает Распятие. Фигура Христа изображена как средник портика готического храма, по бокам стоят Дева Мария и Святой Иоанн. На арке представлены сцены Страстей Христовых, а на концах ее - шесть таинств из семи; для Евхаристии оставлено место внутри храма, где верующий причащается, а священник посвящает. На правой створке изображен Судный День с шестью из семи Милостей Божьих на арке и Погребением Христа на антрвольте. Алтарь принадлежал Леонор де Маскареньяс, няне Филиппа II, подарившей этот образ основанному ею монастырю ангелов. Она хотела быть похороненной там, поэтому тематика алтаря - спасение души и способы его достижения - носит погребальный оттенок.