Мадонна с Младенцем, св. Иоанном и ангелами 

1536. Масло, дерево 121,3 х 83,4 см

Кранах был одним из живописцев, непосредственно вовлеченных в решение вопросов иконографии, споры о которых развернулись после Реформации Мартина Лютера (1483-1546). Он воспринял религиозные воззрения последнего и состоял художником при дворе одного из 


крупнейших протестантских курфюрстов - Иоганна-Фридриха Саксонского (г.п. 1532-1554).


При этом однако он продолжал обслуживать заказчиков-католиков, создавая картины на заданные ими сюжеты. Такова и эта доска, на которой Богородица написана по модели итальянской мадонны, адаптированной к немецкому вкусу. Заданный образом прототип неоднократно будет повторен в будущем как самим художником, так и его последователями. Здесь явно доминирует линия с необычным сочетанием ломаного штриха одеяний и скругленного штриха в прорисовке лиц. Достигаемая за счет этого приема идеализация образа удовлетворяла духовным запросам заказчиков. Лишь тонко выписанный в соответствии с северной традицией пейзаж на заднем плане является единственной ссылкой на реальное пространство. Кажущийся случайным жест святого Иоанна, протягивающего младенцу-Христу виноградную лозу, - прозрачный намек на смерть Спасителя: из винограда делают вино, претворяющееся у католиков в кровь Христову на таинстве Причастия.