Портрет Карла III

1761. Холст, масло, 154 х 110 см

Знакомство Менгса с королем Карлом III состоялось в Неаполе, где будущий испанский монарх, тогда еще правящий Неаполитанским королевством как Карл VII, поручил ему написать портрет своей семьи. Карл взошел на трон Испании после смерти своего брата Фердинанда VI, 


не имевшего наследников, и вскоре после этого Менгс был призван на королевскую службу. С этого момента живописец из Богемии стал при испанском дворе властителем вкусов в мире искусств, достигнув должности первого придворного художника в 1766. Началом его придворной карьеры был этот портрет правителя и его супруги Марии Амалии Саксонской, также хранящийся в Прадо. Менгс запечатлел Карла III в соответствии со всеми условностями барочного придворного портрета: драпировка, дворцовые архитектурные формы для фона. роскошная королевская мантия, ленты с военными орденами и элегантная поза потретируемого. Одеяние добавляет важный штрих к этому портрету, поскольку здесь король изображен в доспехах, при шпаге и с жезлом правителя в руке. Хотя монарха окружает дворцовая обстановка, он предстает военачальником и даже без короны. В этот момент Испания намеревалась покончить со своим нейтралитетом и вступить в ведущуюся в Европе войну, может быть, поэтому Карл III и изображен здесь как полководец, готовый возглавить эти перемены.