Святое семейство с агнцем

1507. Масло, дерево, 29 х 21 см 

Особенное восхищение Рафаэль вызывал образами Мадонны с младенцем Христом. В этих картинах особенно проявилось его знание классических канонов и чуткий подход к теме материнства. На этой картине, на фоне идиллического пейзажа, раскрывается мучительная  


дилемма, стоящая перед Святым Семейством: им поручено свыше охранять своего сына на жизненном пути, ведущем к Распятию. Повторяя формальные характеристики эскиза Леонардо да Винчи для главного престола церкви Св. Аннунциаты Флоренции, Рафаэль предлагает иную смысловую интерпретацию. В работе Леонардо Дева Мария, хоть и не делает попыток уберечь своего сына от будущих страданий, символизируемых образом ягненка, но явно противится его судьбе. У Рафаэля Мария под внимательным взглядом Св. Иосифа нежно, но решительно усаживает младенца Христа на ягненка. Осознавая пророческий смысл сцены, оба обмениваются взглядами с младенцем Христом. Возникающая между участниками сцены эмоциональная связь и является отличительной чертой рафаэлевских полотен на религиозную тематику.