Кардинал

ок. 1510-11. Масло, дерево, 79 х 61 см

Итальянский гуманист кардинал Пьетро Бембо (1470-1547) считал, что персонажи на картинах Рафаэля «более реальны, чем те, с кого они писались». В Риме, куда Рафаель переехал в 1508 г., были созданы его лучшие портреты, число которых будет гораздо больше, если добавить к ним ватиканские фрески.


На этих фресках, в некоторых персонажах проглядывает сходство с этим портретом кардинала, хотя с достоверностью доказать эти предположения не удалось. Благодаря такой анонимности, изображенного на портрете человека можно считать архетипом религиозного деятеля эпохи Возрождения. Поза и загадочное выражение лица кардинала ассоциируются с Джокондой Леонардо да Винчи. Но и без этого сопоставления смелое соположение темнозеленого фона с ярко-красной кардинальской мантией и белоснежным рукавом, мягкая рельефность лица и изысканная тонкость штриха делают эту работу одной из вершин мировой портретистики.