Пьетро Мария Росси, граф Сан-Секондо

1533-35. Масло, дерево, 133 х 98 см 

Граф Сан-Секондо заказал этот портрет Пармиджанино в 1530 г., когда тот вернулся в Парму. Граф, прославленный воин, служил в войске французского короля Франциска I, затем у Козимо I Медичи и императора Карла V. В период написания портрета он был на службе 


Мадонна с длинной шеей
Мадонна с длинной шеей

у последнего, этим объясняется надпись «империя» на одной из книг справа и многочисленные намеки на античность. Судя по роскошной изысканности фона - золотой парче, эта картина написана под впечатлением портрета папы Юлия II работы Рафаэля, которую Пармиджанино мог видеть в Риме. Однако эта элегантная маньеристская композиция с противопоставлением вытянутой фигуры и крошечной скульптуры справа позволяет считать ее вариантом прославленной Мадонны с длинной шеей (1534), и одним из шедевров живописи Пармиджанино.