Смерть Девы Марии

 Изола ди Картуро, 1431-Мантуя, 1506

Среди своих современников Андреа Мантенья выделяется знанием классического искусства и уверенной манерой размещения фигур в пространстве. Смерть Девы Марии, заказчиком которой был Людовико Гонзага, второй маркиз Мантуи (1444 -1478), посвящена одному из 


эпизодов апокрифических евангелий: Богородица, оповещенная о своей близкой смерти архангелом Михаилом, призвала апостолов побыть с ней в последний час. Собрались все, кроме святого Фомы, проповедавшего в Индии.

В композиции, воссоздающей мозаику Андреа дель Кастаньо, противопоставлены внешнее и внутреннее пространства, четко дифференцированные строгим применением перспективы. Из окна открывается вид на лагуну Мантуи - один из первых «топографических» образов в итальянской живописи. Картина поступила в Прадо без верхней части (ныне находится в Ферраре), на ней изображен Иисус Христос под аркой, принимающий душу Богородицы. Приобретена для Филиппа IV на распродаже имущества Карла I, в свою очередь, купившего ее у наследников Гонзаги.