Крещение Господне

1597-1600. Холст, масло, 350 х 144 см

Крещение Господне объединяет смелость хроматического решения Благовещения, составлявшего часть того же алтаря с пространственными абстракциями и удлиненными фигурами, характерными для поздних работ Эль Греко.


Здесь, однако, вертикаль композиции подчеркивается как формой самого холста, так и вертикально стоящими фигурами первого плана. Пассаж из Евангелия представлен в «земной» и «небесной» проекциях, которые объединяет Святой Дух. В «земной» проекции Христос изображен на фоне плаща красного цвета - цвета жертвы и мученичества. Справа находится Иоанн Креститель, одетый в верблюжью шкуру, а рядом с ним изображен топор, лежащий на стволе дерева -общеизвестный иконографический символ, являющийся аллюзией на одну из проповедей Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф., 3:1°)- в «небесной» проекции ритуал совершает Отец, представленный в образе Господа Вседержителя, окруженного войском ангелов. Его правая рука поднята в жесте благословения; в левой изображена прозрачная сфера, символизирующая мир. Соединяя три Образа в Троицу, сияющий свет окутывает одежды Бога-Отца, подчеркивает белизну голубя, символизирующего Святой Дух и освещает тело Христа.