Троица

ок. 1635. Холст, масло,226 х 118 см

Гравюра А.Дюрер "Троица"
Гравюра А.Дюрер "Троица"

Приобретенная королем Фердинандом VII в 1820 году, всего год спустя после торжественного открытия музея Прадо, Троица была основана на гравюре А. Дюрера. Рибера черпал свое вдохновение из того же самого источника, что и Эль Греко при написании своей Троицы, также хранящейся в Прадо. А отличие от Эль Греко, Рибера передает божественную мудрость Бога-Отца, который спокойно представляет нам сцену жертвоприношения своего Сына.


Это полотно как будто разделено на две части, для каждой из которых был использован свой, очень отличный от другого, набор изобразительных средств. В верхней части картины изображен Бог-Отец, чей образ, спокойный и неподвластный времени, находится в окружении теплых и 


Эль Греко "Троица"
Эль Греко "Троица"

великолепных оттенков. В нижней части безжизненное, словно опадающее тело Христа, окутано драматически-зловещим мраком. 


Румяный оттенок лица Бога-Отца контрастирует с бледным, почти мертвенно-пепельным оттенком лица Христа. Несколько тонких струек крови стекает из его ран, оставляя легкий отпечаток на набедренной повязке и плащанице. Этот едва уловимый драматический эффект пришелся бы очень по вкусу контрреформаторам.