Натюрморт

ок. 1635-40. Холст, масло, 46 х 84 см

Несколько написанных Сурбаранаом натюрмортов входят в число наиболее популярных картин этого жанра во всей истории испанской живописи. Представленный здесь натюрморт является весьма необычным, на нем нет традиционного изображения фруктов, цветов или каких-либо


подверженных порче предметов, которые знаменовали бы собой ход времени. Не похоже также, что картина наполнена и каким-то особым символическим подтекстом, хотя, можно предположить, что изображенные керамические изделия являются намеком на святых мучениц Хусту и Руфину, дочерей гончара и святых покровительниц Севильи.


Однако, скорее всего, художник отдал предпочтение керамическим сосудам вследствие их сюжетнотематической нейтральности, а также из-за открывающейся перед автором возможности превратить заурядные мотивы во что-то поистине выдающееся. Можно сказать, что главным действующим лицом на картине является свет, который заставляет глиняные сосуды буквально вырастать из темного фона, создавая их с характерным сурбарановским вниманием к скульптурной объемности, еще более усиливая способность картины завораживать и очаровывать зрителя.