ФРАНСИСКО РИСИ

 Мадрид, 1614-Эскориал, Мадрид, 1685

К середине XVII века испанская живопись пережила трансформацию. Изменения начались в конце 1630 годов и стали реакцией на два важных фактора. Первым фактором стал рост влияния фламандского барокко, который был спровоцирован большим количеством работ Рубенса, прибывавших в Испанию, а также распространением фламандских оттисков. Вторым фактором стало изменение в художественном климате Италии, где натурализм Караваджо потеснило Римско-Болонское барокко. Благодаря этим влияниям, такие доминировавшие ранее аспекты испанской живописи, как суровость, тяготение к изображению конкретной реальности и прямым источникам света уступили место динамичным композициям и ярким, светлым краскам. Изображение ясно-голубого неба стало нормой, сдержанность сменилась активной жестикуляцией, образы раскаяния исчезли под наплывом образов славы, а простые домашние сценки уступили место театральным постановкам. 

Эти изменения проявились в работах придворного живописца  и Франсиско Риси (младший брат Хуана Риси, также художника и теоретика).

Риси был обойден при дворе, когда королевским живописцем в 1671 году назначили Карреньо, поэтому его работы, в основном, религиозной тематики. 


Франсиско Риси
Франсиско Риси

Целая плеяда молодых живописцев, обучавшихся под руководством Карреньо и Риси, насыщала свои барочные произведения большим динамизмом, более интенсивной цветовой гаммой, искала вдохновения в композициях Рубенса и элегантности Ван Дейка. Последователи Риси,  питали слабость к постоянной динамике движения и предпочитали холодные оттенки. Одним из таких живописцев был Хуан Антонио де Фриас и Эскаланте , демонстрировавший серьезное увлечение венецианской живописью, а другим Хосе Антолинес , сильная личность и утонченный художник. Клаудио Коэльо, один из величайших представителей мадридской барочной школы, также был учеником Риси.