Донья Хуана Безумная

1877. Холст, масло, 340 х 500 см 

Эта работа, считающаяся шедевром творчества Прадильи, снискала её автору всемирную славу, в то время как художнику на тот момент было всего двадцать девять лет. Вместо того чтобы поведать о решающем историческом событии, автор предпочел изобразить момент 


высокой душевной драмы своей героини. Эта тема безумия королевы преследовала художника на протяжении нескольких лет и являлась той стороной её личности, которая пленяла и увлекала людей искусства в XIX веке, сподвигая их на создание новых произведений. Этот чисто романтический подход к трактовке реального исторического события, однако, сочетается с полностью реалистической манерой исполнения. Хуана была дочерью Католических монархов - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Смерть её мужа, Филиппа Красивого, в 1506 году сильно подействовала на Хуану: она ездила с траурной процессией по стране и несколько раз приказывала вскрывать гроб, чтобы посмотреть на мужа, следуя из Бургоса в Гранаду, где тело, наконец, было погребено. Хуана, беременная инфантой Екатериной Австрийской, находится в центре композиции, которая построена в форме креста, образованного уходящим вглубь полотна гробом и устремившимся ввысь дымом костра. С огромной достоверностью и сдержанностью Прадилья передает безумие королевы и выражения глубокой усталости и сострадания на лицах её спутников. Детали картины, начиная с одежды и заканчивая колеями, оставленными повозкой на илистой грязной дороге, изображены очень реалистично и создают декоративный эффект. Прадилья был большим мастером изображения природных сцен, и здесь ему удалось очень убедительно передать переменчивость зябкой погоды и атмосферу общего дискомфорта.