Триумф Вакха или Пьяницы

1628-29. Холст, масло,165 х 188 см

Веласкес был не только великим художником, его заслуга состоит также в том, что он возродил многие живописные жанры. В Пьяницах он берет мифологический сюжет, что является редким явлением для испанской живописи, и интерпретирует его в реалистичной 


Рибера "Демокрит"
Рибера "Демокрит"

манере. Произведение изображает двор Вакха, бога вина, однако выглядит как жанровая сценка из повседневности, поскольку такие персонажи прекрасно смотрелись бы и в какой-нибудь мадридской таверне. Таким же образом поступал Караваджо, трактуя религиозные сюжеты, и Рибера, когда писал философов . Возможно, на выбор сюжета

оказал влияние Рубенс, однако в работе нет и следа рубенсовской идеализации образов. Веласкес уже работал в подобном стиле в Севилье, где написал работу Христос в доме Марфы и Марии, особенностью которой является трактовка религиозного сюжета как повседневного. Здесь Веласкес вновь показывает свою любовь к желтоватым земляным оттенкам, народному костюму и грубым лицам, однако пейзаж, свет, обнаженное тело и тщательно выстроенная композиция Пьяниц говорят о том, что уроки, воспринятые благодаря работам Рубенса и венецианских художников в Королевских Коллекциях, не прошли даром.