Распятие Христа

ок. 1631-32. Холст, масло, 248 х 169 см 

Известно, что знаменитая сцена распятия Христа, созданная для монастыря Сан Пласидо в Мадриде, была заказана Веласкесу королем Филиппом IV. Композиция отличается невероятной простотой, на ней изображен Иисус Христос, распятый на кресте с помощью 


четырех гвоздей, в соответствии с иконографическими рекомендациями своего учителя, художника Франсиско Пачеко. Вместо обычно используемого художником пейзажного фона здесь распятие изображено на фоне темно-зеленой ткани, как будто бы речь идет о скульптуре. При изображении безжизненного тела Христа Веласкес постарался максимально избежать какого-либо выражения страданий. Обнаженная фигура распятого Христа обладает идеальными пропорциями, при этом она далека от мускулистых микеланджеловских канонов. Формы его тела мягко очерчены слабым светом, который акцентируется на ореоле сияния вокруг головы Христа, в то время как половина его лица прикрыта свисающими волосами. Спокойная красота распятого Христа и атмосфера абсолютного безмолвия и глубокого раздумья, которых удалось добиться Веласкесу, принесли этой работе огромный успех, сделав её одним из самых часто копируемых и комментируемых религиозных образов.