Марс

ок. 1640. Холст, масло, 181 х 99 см

Как и в своей более ранней работе Триумф Вакха , здесь Веласкес вновь представляет свою необычную трактовку мифологического сюжета. Марс в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Это не грозный, молодой и прекрасный бог войны, но уставший и понурый солдат, 


Эзоп
Эзоп
Философ Менипп
Философ Менипп

размышляющий о битве. Он сидит на постели, оружие брошено у ног, и с грустной задумчивостью смотрит прямо на зрителя. В такой интерпретации некоторые усматривают намек на отождествление Марса с самой Испанией, страной, которая некогда повелевала миром, а сейчас вступила в длительную полосу военных и политических поражений. Написанная для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, данная работа может быть связана с фигурами баснописца Эзопа  и философа Мениппа, двумя другими работами автора, предназначенными для того же павильона. Соединение их в своеобразный “триптих” могло иметь особый смысл, поскольку все эти работы объединены общим контекстом скептицизма и утраты иллюзий. Как бы то ни было, Марс прекрасно демонстрирует, как мастерски художник использует широкие и вольные мазки, чтобы передать как металлический блеск оружия, так и текстуру тканей, а также возмужалую плоть великолепного обнаженного тела бога войны.