Копья, или Сдача Бреды

1б34-35. Холст, масло, 307 х 367 см 

"Копья, или Сдача Бреды" в очередной раз демонстрирует личностный подход Веласкеса к избираемым им сюжетам. В случае Сдачи Бреды, художник столкнулся с проблемой изображения одной из самых важных побед, представленных в зале, - сдачи голландского 


портового города Бреда, который был осажден войсками испанцев под командованием Амвросио Спинолы, и пал 5 июня 1625 года. Опираясь на пьесу Кальдерона де ла Барка под названием Осада Бреды (1626), Веласкес не столько прославляет победу, сколько подчеркивает великодушие и милосердие испанцев. Центральным мотивом произведения является жест Спинолы, который, сойдя с лошади, чтобы принять ключи от поверженного города у Юстина де Нассау, не дает губернатору преклонить колени перед ним, что символизирует равенство обоих военачальников. Справа и слева выстроились голландские и испанские войска. Стене копий, поднимающейся из рядов испанцев, и символизирующей власть и порядок, работа обязана своим народным испанским названием - Баз Las Lanzas («копья»). На заднем плане открывается великолепный пейзаж. Особенно примечателен легкий дымок, поднимающийся от поля битвы и исчезающий при приближении к переднему плану - великолепный образец того, как мастерски Веласкес умеет передавать атмосферу и расстояние.