Конный портрет принца Бальтасара Карлоса

ок. 1635-36. Холст, масло, 209 х 173 см 


С целью показать преемственность династии, западная стена Королевского зала (Салон де Рейнос) была украшена конными портретами Филиппа III и королевы Маргариты Австрийской, в то время как на противоположной стене размещались подобные портреты Филиппа IV и его жены Елизаветы де Бурбон.


Портрет наследника трона кисти Веласкеса, принца Бальтасара Карлоса , находился между этими стенами, над дверью, что объясняет пропорции лошади, написанной таким образом, что зритель смотрит на нее снизу. Портрет Филиппа IV может успешно конкурировать с другими величайшими конными портретами из Королевских Коллекций, например, портретом Карла V кисти Тициана  или портретом Филиппа IV кисти Рубенса (ныне утерян). Король в мундире генерала изображен в профиль. Фоном служит великолепный пейзаж гор Гвадаррамы. Король без особых усилий удерживает лошадь, что символизирует его способность управлять страной. В портрете Елизаветы де Бурбон, наоборот, определенная жесткость линии и чрезмерная детализация деталей указывают на северную традицию, которой следовали такие художники как Пантоха де ла Крус. Это говорит о том, что в число авторов работы входили и другие художники. Однако авторство Веласкеса подтверждается манерой написания конской головы. Наконец, долгожданный сын Филиппа IV, Валтасар Карлос, изображен с генеральским жезлом, символизирующим его готовность принять бразды правления. К сожалению, этого так и не случилось, поскольку принц умер в юном возрасте.