Явление Богородицы Святому Бернарду

ок. 1660. Холст, масло, 311 х 249 см 

Сюжет Явление Богородицы Святому Бернарду уже нашел свое отражение в живописи Алонсо Кано, однако, его версия, также хранящаяся сейчас в Прадо, имеет определенные стилистические и иконографические отличия от версии Мурильо


Алонсо Кано
Алонсо Кано

Мурильо прибегает к использованию резких контрастов светотени, чтобы подчеркнуть темноту обители Святого Бернарда, озаренной золотистым светом его видения. Это приводит к созданию мощного контраста, особенно между темным фоном и светящейся белизной рясой монаха. Дева Мария является во всем своем величии, в окружении ангелов и с Младенцем Иисусом на руках, чтобы вознаградить Святого Бернарда своим молоком за его преданное и самоотверженное служение и поклонение ей. Мурильо демонстрирует здесь свою способность увязывать воедино мир сверхъестественного с реальным миром, а также свое умение создавать большие монументальные алтарные картины. Сам широко известный облик святого и его суровая обитель, наполненная такими предметами как книги, письменные принадлежности, епископский посох и лилии, символ его почитания Девы Марии, изображены с большим мастерством и реализмом, благодаря чему явление Богоматери в ореоле божественного сияния представляется вполне естественным.