ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Хосе де Рибера "Троица"
Хосе де Рибера "Троица"

Из всех коллекций Музея Прадо наиболее полно и широко представлена коллекция испанской  живописи, которая и составляет основное ядро фондов музея. Фундаментальное значение этой коллекции заключается не только в том, что она является собранием образцов полотен, написанных в Испании за восьмивековой период - начиная с романской стенной росписи ХII века и вплоть до первого десятилетия ХХ века, но и в том, что в ней хранятся многочисленные работы испанских живописцев, которые по праву снискали всемирную славу гениев живописи. Среди них можно назвать такие имена как Эль Греко, Рибера, Мурильо, Сурбаран и, конечно же, Веласкес и Гойя

Коллекция музея обладает одним из наиболее полных собраний полотен Веласкеса и Гойи. Не случайно открытие музея Прадо в значительной мере совпадает со вниманием к заявившей о себе на весь мир 


испанской школе живописи в целом, и с творчеством наиболее символичного представителя этой школы - Веласкеса, в частности. В этом смысле можно сказать, что общие черты художественной модели, известной как "испанская школа живописи, в значительной мере сформировались под влиянием черт наиболее ярких полотен художников, о которых говорилось выше, и работы которых хранятся в коллекции музея Прадо.


Большинство полотен испанской живописи, составляющих коллекцию Музея Прадо, поступило из Королевских Коллекций. Кроме того, коллекция музея была значительно пополнена за счет фондов Национального Музея Живописи и Скульптуры, известного под именем Музея де па Тринидад, прекратившего своё существование в 1872 году, собрание произведений которого включало, в основном, полотна из различных монастырей и церквей, переданных в музей после отмены ограничительных условий по наследованию церковного имущества в течение первых нескольких десятилетий ХIХ века. 

Веласкес Распятие Христа
Веласкес "Распятие Христа"

Благодаря этому в Прадо поступило большое количество картин религиозного характера, знаменующих собой такие важные исторические вехи как цикл работ живописца Педро Берругуте

которые были переданы в музей из монастыря Санто Томас в Авиле или великолепное собрание полотен Эль Греко. Кроме того, весьма существенная коллекция картин ХIХ века была передана в Прадо из Музея де ла Тринидад, после получения наград на Национальных Выставках 

Изобразительного Искусства эти картины перешли в руки государства и были выставлены в Музее Прадо.


Начиная с первого момента своего создания в 1819 г., Музей Прадо делал всё возможное для того, чтобы значительно пополнить и обогатить свою коллекцию испанской живописи, неустанно укрепляя её сильные стороны и заполняя пробелы. Такие пробелы берут своё начало в чрезмерном увлечении некоторых испанских монархов творчеством иностранных художников, большинство из которых являлись представителями фламандской или итальянской живописи. 


Однако с другой стороны, эта королевская склонность к предпочтению иностранных живописцев позволила музею сохранить одну из лучших коллекций античной западной живописи. Явным показателем интереса к укреплению коллекции испанской живописи явился тот факт, что самой первой работой, приобретенной музеем Прадо, было полотно Святая Троица, принадлежащее перу именно испанского живописца Хусепе де Рибера , которое король Фердинанд VII купил в 1820 году, всего несколько месяцев спустя после церемонии открытия музея.


Кроме того, первая картина, переданная в фонд музея от частного лица, также была работа испанского художника — это Распятие Христа  Д.Веласкеса , переданная в дар королю в 1829 году одним из наследников графини де Чинчон.


Усилия, предпринимаемые музеем Прадо по обогащению и укрупнению коллекции испанской живописи, были постоянными и не прекращаются и по сей день, о чем свидетельствует огромное количество и историческая важность полотен испанских живописцев, 

которые продолжают неустанно пополнять коллекцию музея в самом разгаре ХХI века.

КАРТИНЫ ИСПАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ