Фома неверующий 

1641-49. Масло, холст, 125 х 99 см 

Стом не был знаком с Караваджо лично, но, изучив его творчество и работы его северных последователей, в том числе своего учителя Геррита ван Хонторста, полностью усвоил его художественные установки. 



Так, иллюстрируя этот эпизод из Евангелия, художник использует реалистическую, и даже почти грубую натуру, вырываемую из тени ярким лучом света. Прием усиливает драматизм сцены явления воскресшего Христа апостолам. Кажется, что время застыло в момент наивысшего напряжения, когда святой Фома прикасается к открытой ране на теле Спасителя, желая убедиться в том, что это на самом деле Христос. Диалог жестов и взглядов, неординарное расположение главного действующего лица, святого Фомы, спиной к зрителям и гнетущая атмосфера с удивительным реализмом воссоздают момент чуда.